А есть ли на свете цветы, что не вянут,
Глаза, что на солнце глядят и не слепнут?
И есть ли на свете те дивные страны,
Где нимбы не гаснут, где краски не блекнут?Группа "Флёр". Отречение.
Вот так бывает - садишься за книгу с мыслями: ну что ещё за Гэ меня тут ждёт? Старая мистика, мальчик заключает сделку с плохой бо-бо за красоту. Ну это уже было в мировой литературе! И не раз! Один из самых заезженных сюжетов! Да что тут вообще можно сказать? - не заключайте сделку с таинственным бо-бо, пожалеете! Уууу, как страшно. Однако вот вчитываешься, и понимаешь, что книга то совсем не об этом, понимаешь, что попал на один из величайших шедевров мировой литературы.
Первое, что бросается в глаза, это язык. Настоящее искусство. Это язык вне времени. Произведение сегодня читается так же легко, как энное количество лет назад. И ещё через энное количество лет оно будет читаться так же. Вне времени.
Второе, и самое главное, это тема романа. Искусство. Великое искусство. Сама суть искусства. Это нечто вечное, неодушевлённое, прекрасное. Когда человек видит пейзаж - это просто картинка природы. Но когда пейзаж рисует художник - это уже искусство. Это прекраснее, многограннее и долговечнее той картинки. Деревья разрушатся, скалы осыпятся, но шедевр вечен в своей идеальной красоте. Искусство творит человек, художник. Именно он более всего близок к вечности, его слуга. Ибо сам человек по определению искусством стать не может. И в этом его главная трагедия. Человек конечен. Но гордыня и честолюбие, но стремление к бессмертию свойственны человеку. И они ведут к разнузданности, к жестокости. Человек становится антиискусством. Самым отвратительным созданием на свете.
Третье, что мне понравилось. Это сэр Генри. Человек со своей философией, человек, слушать которого одно удовольствие, и от речей которого один вред. Нет, он не Дьявол. Он просто старый и ему скучно. И спасаясь от этой скуки, сэр Генри вступает с художником в бой на поле души Дориана. И одерживает блистательную победу! Ведь то, что говорит Генри так похоже на правду. Но это не правда. И это знает даже сам Генри. Он просто говорит, он остроумен. А остроумие и софизм всегда так легко спутать с умом и талантом...
И последнее, четвёртое, что мне так понравилось, это сюжет. Страшный, мистический, эротический. Именно такая фабульная канва и должна обрамлять такую задумку. Только тайна и атмосферность могут стопроцентно удержать читателя у книги. И они это делают. Но вместе со всем остальным. Цельно, идеально.
И вот, когда последняя страница закончена, понимаешь, что этот роман останется в тебе навечно. И в литературе. Тут природа человека и тут Вечность сошлись в бою. И этот бой никогда не закончится, не прекратится...
_______________________________________________________________________
Эта книга целиком и полностью состоит из так называемых "вредных советов" - как жить нельзя, как думать нельзя, как говорить нельзя... И дело даже не в том, что кто-то тебе запрещает это делать/думать/говорить, нет, дело в том, что внутри должен быть хоть какой-то надсмотрщик, особенно, если человек чувствует в себе эти низменные склонности. Погоня за удовольствиями никого еще не приводила ни к чему хорошему - удовольствия мимолетны, они проходят, оставляя после себя все большую скуку и желание все новых удовольствий, а потом еще, и еще, И ЕЩЕ... Да, чего уж там говорить, сколько людей сейчас именно так и живут - гонятся за богатством, беспрерывным весельем, наркотиками и прочим-прочим, та же самая ночная жизнь вполне себе легализовано из притонов перешла в ночные клубы, где тусят все наши Дорианы Греи, моля чтобы их молодость от них не уходила и они все еще могли подцепить себе папика/телочку на ночь, на утро, не смотря на себя в зеркало, собираться по своим делам, а ночью все по новой... Это совсем не та жизнь, которую стоит прожить и люди эти - совсем не те, с кого стоит брать пример, желать жить как они. Они и не люди - они просто рабы своих самых низменных желаний, и чем больше этих желаний удовлетворяются, тем более пресыщенными жизнью они становятся и хотят большего - замкнутый круг, а эффекта ноль.
И, да, книга мне не понравилась. Было жаль людей, которых своим влиянием погубил Дориан Грей... Но, в целом, лично для меня в этой книге нет ничего, на что стоило бы обратить внимание. Тут вся штука в том, что книга, как "вредный совет" или "вот во что превратится твоя жизнь, если будешь продолжать вести подобный образ жизни" годна для таких же искателей сиюминутного удовольствия, как сам Дориан и, возможно (хотя я очень в этом сомневаюсь), она помогла бы им посмотреть на себя со стороны, но такие люди, как правило, не читают - они слишком заняты выпивкой, клубами, шмотками, наркотой... Так что, в целом, не думаю, что эта книга серьезно повлияла на кого-то, заставив его изменить свою жизнь. Хотя столько положительных оценок и рецензий... Я ожидала большего.
________________________________________________________________________
Лорд Генри смотрел на Дориана, любуясь его ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта. Этот юноша в самом деле удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности,ее целомудренная пылкость...
Каждое из этих слов и выражений в последуищем полностью подтвердятся.
Лорд Генри с первой секунды их знакомство стал для него как я считаю "змеем искусителем",а также его можно назвать "духовником светской жизни". Дориан пользывался своей красотой налево и направо,она помогла ему даже спасти жизнь,но не уберечь душу от "грязи". Он внушал доверие почти каждому и кто на это клевал тот потом заканчивал свою жизнь трагично как Сибила Вэйн, Алан Кэмбел и даже погиб тот кто восхищался красотой Дориана и написал этот портрет - Бэзил Холлуорд.
Целомудрие и чистота юности - это были "призраки прошлого",за душой у Дориана, с помощью взглядов и философии лорда Генри,начало таиться похоть,гордыня и вся остальная грязь. Портрет помогал скрывать все это. Но в конце концов Дориан Грей все таки не выдержал такого (что и понятно,каждый так может "чЁкнуться") и ...
Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали,кто это.
Как вывод можно сказать (написать),что эта книга стоит того,что бы ее прочитали. В ней раскрыта вся философия человеческой души. Она очень легко читается и запоминается своими цитатами и выражениями. Идея и тема этого романа актуальна и в наши дни.
___________________________________________________________________________
А чем, собственно Дориан Грей хуже пассивного циника Генри Уоттона или других представителей лондонского высшего света? С одной стороны, его принято считать вместилищем всех пороков: растлитель, наркоман, убийца... Но, при этом, большинство его преступлений было, скажем так, косвенными - он не убил никого, кроме Бэзила Холлуорда. Ладно, одно убийство на его совести есть, пусть так! А остальные - те, кто сбился с пути, убил себя, опозорил собственное имя? Ведь в своих несчастьях были повинны они сами! Возможно ли утащить на дно человека, который этого не хочет, которому есть чем сопротивляться? Это легко с теми, кого стоит лишь подтолкнуть...
Не хочется повторяться и говорить про утонченность, эстетизм, волшебство уайльдовского языка. Роман и правда чудо, как хорош. Хотя после Рафаэля Валлантена Дориан Грей для меня несколько вторичен. Та же тема - бойся своих желаний, которые могут стать реальностью. Не продавай душу за земные блага! Все то же, с той только разницей, что жизнь Дориана не укорачивалась с каждым новым грехом. Ведь он мог бы жить вечно, пожалуй? Если бы был чуть более бессовестным! Но, несмотря на все его пороки, язык не поворачивается назвать его отрицательным героем. Я, страшно сказать, даже где-то понимаю его. Он слишком слаб перед соблазнами и все они - Гарри, Бэзил, Сибила, остальные - невольно способствовали этому. Все они наказаны за это и Дориан - больше всех.
Сюжет весьма незамысловат, а вот самое занимательное - это все-таки лорд Генри со своими рассуждениями о Красоте и утонченных Наслаждениях. И ведь он прав! Люди всегда будут обожествлять красоту и стремиться к удовольствиям, никуда от этого не денешься. Такова уж природа человеческая!
В нашей жизни не должно быть места аскетизму, умерщвляющему чувства, так же как и грубому распутству, притупляющему их. Гедонизм научит людей во всей полноте переживать каждое мгновение жизни, ибо и сама жизнь - лишь преходящее мгновение.